Пишите письма!
Москва 779
ЮЗАО, Ломоносовский район
 
Суббота, 18.11.2017, 17:12
Здравствуйте, Гость
RSS
Обычный заголовок
Главная | РЕБЕНОК НЕ ХОЧЕТ УЧИТЬСЯ - Форум
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Модератор форума: talania, docent 
Форум » Учительская » Ковалева Татьяна Валерьевна » РЕБЕНОК НЕ ХОЧЕТ УЧИТЬСЯ (Ребенок не хочет учиться, что делать?)
РЕБЕНОК НЕ ХОЧЕТ УЧИТЬСЯ
talania Дата: Четверг, 22.03.2012, 11:27 | Сообщение # 1
Психолог
Группа: Мастера грамоты
Сообщений: 274
Репутация: 0
Статус: Отсутствует
Ребенок не хочет учиться. Как быть? surprised

Ваш ребенок канючит: «Не хочу в школу»? Систематически прогуливает занятия? Не кипятитесь!
Прежде чем разруливать ситуацию, постарайтесь выяснить причину нерадивости отпрыска.

Как советуют специалисты, самый верный путь к этому - спокойный, доверительный разговор. Только он не должен выглядеть как намеренный, спланированный. Напротив, заговорите о школе невзначай, к слову. Например, сядьте вместе смотреть детский фильм, где главные герои - ученики. По ходу действия вспомните о своих школьных годах. Что и вам учиться было не сахар: одноклассники - хулиганы, математичка-«грымза» вечно придиралась, физрук-«садист» мучил нормативами.

Короче говоря, перечислите ряд типичных для школы ситуаций.

Если они есть в жизни ребенка, то вы поймете. Он обязательно заинтересуется разговором, а ваши аккуратные, наводящие вопросы помогут раскрыть, что именно стало причиной его негативного отношения к учебе. Эта информация укажет вам направление, как быть дальше.

ТОЛЬКО НИКАКОГО НАСИЛИЯ

Одна из самых распространенных причин отказа от учебы - лень-матушка. Проще говоря, нежелание трудиться. Но откуда она, злодейка, берется?

Прежде всего от неумения ребенка учиться, получать от этого удовольствие.

Лень распространяется только на скучные и неинтересные дела, поэтому главная задача - заинтересовать ребенка учебой, превратить процесс в увлекательное занятие.

- Родители должны помнить, что учеба для ребенка должна быть игрой, развлечением, приключением, - говорит доктор биологических наук, директор Института возрастной физиологии Марьяна Безруких. - Объясните, что это, как в компьютерных играх: решил задачку - перешел на новый уровень сложности. Главное, не спешить, не давить, не наказывать. А вот поощрение и ободрение: «Умничка, я в тебе не сомневалась», - даже если заслуга невелика, подогреют интерес и желание двигаться вперед.

Ни в коем случае не сравнивайте достижения ребенка с успехами других детей, даже если они выше. Кстати, так же поступают и неквалифицированные педагоги, публично унижая ребенка при других детях за неудачи в учебе.

Вы же должны, напротив, поддержать его, внушить дух соревнования, эдакий спортивный интерес.

Также не надо стоять над ребенком и постоянно зудеть: «Учиться, учиться и еще раз учиться». Тяги к знаниям это не прибавит, наоборот, может привести к устойчивому отвращению к школе.

- Еще одна большая родительская ошибка, - продолжает Марьяна Михайловна, - частенько родители пытаются подстегнуть интерес к учебе положительными примерами. То равняйся на дедулю, в юности получившего школьную медаль, то на соседского отличника Вову. Последний вариант - самый худший: ребенок начинает ненавидеть не только школу, но и весь учебный процесс вкупе с Вовочкой.

И если это случится, то может произойти самое опасное - ребенок вообще перестанет учиться, а там накатанная дорожка: улица, подъезд, курилка...

УСТАЛОСТЬ И СТРЕСС

Другой причиной нежелания учиться может стать усталость.

Частенько бывает так: в первом полугодии ребенок учится отлично, а к концу года скатывается на трояки. Здесь дело, скорее всего, в усталости. Она бывает разной: физическая, умственная, эмоциональная.

Если ребенок устает физически, необходимо освободить его от дополнительных спортивных занятий, дать возможность передохнуть.

Признаки умственной усталости - рассеянность, отсутствие концентрации, плохое восприятие учебного материала. В этом случае ребенку необходимо как можно больше гулять, заниматься спортом, а вот розыгрыш очередной шахматной комбинации можно отложить.

Эмоциональная усталость вызывает проблемы со сном. Ребенок становится слишком возбужденным - ночью бдит, а днем клюет носом. Какая уж тут учеба! В этом случае очень хорошо помогают расслабляющие процедуры - поплескаться в ванной или поплавать в бассейне. Уделите время ребенку, вместе постройте из конструктора дом, займитесь лепкой, просмотрите добрый фильм или мультик. Все это поможет разрядить напряжение.

Вызвать стресс у ребенка может любая житейская ситуация - переезд, развод родителей, смерть питомца. В это время нужно быть особенно чутким и терпимым к ребенку. Но если вы видите, что своими силами не справляетесь, обязательно обратитесь к психологу. Главное - найти хорошего специалиста.

УЧИТЕЛЯ, СТРАХ, ШАНТАЖ

Если у ребенка возникли проблемы во взаимоотношениях с учителями и одноклассниками, то зачастую самим родителям с ними не справиться.

- Здесь нужно действовать очень осторожно, для каждого человека ситуация индивидуальна, - говорит детский психолог Ольга Годлевская. - Нужно поговорить с учителями и специалистами, попытаться исправить ситуацию, а в случае неудачи, возможно, подумать о смене школы.

Родители, никогда не говорите своему дитяте, что он бездарен, балбес и тупица. Таким образом вы своими руками отобьете у него не только последнее желание учиться, но и внушите ему страх быть отстающим, занизите его самооценку.

Если ребенок уверен, что он не справится с заданием или сделает его плохо, то зачем вообще напрягаться?

Также своим нежеланием учиться ребенок может шантажировать родителей. Если вы воспитывали ребенка в бартерном стиле «ты - мне, я - тебе»: «Убери игрушки - включу мульты, заправь постель - дам шоколадку», - то со временем, усвоив эту схему, он может также заявить вам: «Не купила велик - не буду учить».

Родителям вообще стоит опасаться подобных стимулов. Еще Жан-Жак Руссо говаривал: «Знаете ли, какой самый верный способ сделать вашего ребенка несчастным? Это приучить его не встречать ни в чем отказа». Лучше не скажешь.

Но если все же такое произошло, очень серьезно и спокойно расскажите ребенку о том, что такое шантаж и что вам очень неприятно, когда он начинает так поступать с вами. Пообещайте впредь не ставить друг другу никаких условий. Если вы будете верны своему слову, то и ребенок вскоре перестанет шантажировать вас.

И помните, что устранить нежелание учиться можно только в случае, если вы объясните ребенку, что он не виноват и вы ему хотите помочь. Ведь подобные проблемы происходят не только из-за стрессов, болезней и усталости, а также по вине неквалифицированных педагогов да и вашей безграмотности, допущенной в воспитании своего чада.
 
talania Дата: Четверг, 22.03.2012, 11:31 | Сообщение # 2
Психолог
Группа: Мастера грамоты
Сообщений: 274
Репутация: 0
Статус: Отсутствует
Ребенок не хочет учиться, ему неинтересно
«Вы считаете - это правильно?! ..» wink

В заголовок этого выпуска вынесен замечательный вопрос, который, мне задают возмущенные родители «неуправляемых детей» в ситуациях, когда я начинаю раскрывать объективные – возрастные, социальные и исторические - причины сопротивления детей родительским ожиданиям. В ответ мне хочется спросить: «правильно» ли идти дождю в январе?.. особенно, если это случается все чаще и чаще?..» Может быть, логичнее не оценивать, а учитывать уже состоявшуюся «аномалию природы»?.. Давайте с этой точки зрения познакомимся с одним письмом письмом читательницы:

"Здравствуйте, Светлана! Я являюсь подписчиком Вашей рассылки "Родителям обыкновенных детей индиго". Она мне ОЧЕНЬ нравится. Хотелось бы, чтобы Вы затронули в рассылке тему, как подросток может сам захотеть учиться, как мне ему помочь.
Меня зовут Ирина. Со старшим сыном (сейчас 17 лет) проблем никаких не было, а младшая дочь Маша (13 лет, 7 класс) учится плохо. Есть у нее 4 и 5, но много 3 и 2. В отношениях с ней меня очень беспокоит только учеба, наши взаимоотношения с ней хорошие . Я понимаю, что неправильно контролировать все время учебу, но как отпустить ситуацию, смирясь, что моя дочь будет троечницей? Я сама всегда была отличницей, но понимаю, что она не обязана быть такой же, принимаю ее какая она есть, говорю, что люблю ее, хвалю за успехи (5 и 4). На уроках она не слушает учителя (особенно это касается алгебры, геометрии и физики), машинально пишет, придя домой, делает уроки лишь бы как, теорию не учит. Вот ее слова: "Я делаю домашнее задание - что вы от меня еще хотите, а на уроках я делаю что хочу - это моя жизнь". В общем, полное отсутствие интереса. После быстрого "делания уроков" бежит гулять, вечером очень важно ей посидеть за компьютером в чате или болтать по телефону полчаса. Я понимаю ее желания, не запрещаю ничего, знаю, как важно все это для подростка. Говорю ей, что прогулки не должны влиять на учебу. Но учеба страдает, мне кажется, что прогулки ни причем, просто нет желания учиться. Маша не хочет, чтобы я постоянно контролировала учебу- я сама буду учиться. "Хорошо, я доверяю тебе" -были мои слова. Январь, февраль она училась сама, я только заглядывала иногда в дневник, но там было мало оценок. Когда в начале марта выставили оценки- там была куча 2 и 3. А за март уже поправить ситуацию было трудно. Т.е. я доверилась ей, но результа вышел плачевный".

Я очень понимаю тревогу Ирины. Для меня тоже было «шоком» осознать, что моя дочь НЕ ХОЧЕТ учиться. Если бы я сама не проходила это на практике, я бы никогда не поверила, что в дружной, интеллигентной, любящей семье может расти способный, прекрасно развитый, но совершенно не желающий учиться в школе ребенок. В те годы (а это было более 10 лет назад) я и не подозревала, что учеба, в традиционном смысле этого слова, мало связана с развитием врослеющего человека в наши дни (об этом подробнее в моей статье « Школа ВМЕСТО развития»). Просто я видела, что умный, глубокий ребенок элементарно «засыпает» за любым учебником и даже мои увлеченные монологи по истории древнего Рима, например, или рассказы о зарождении материков на планете, не вызывают у него ничего, кроме сострадания к моим усилиям.

Так же, как и автор письма, я всегда отлично училась, поэтому для меня (и моих родителей) тройки и двойки было сложно принять.. Хотя способный, нормально развитый ребенок ( но не гиперактивный) может вполне успешно «учиться» в школе (по крайней мере в средних классах), реально не загружаясь содержанием того, что «проходит»!.. Достаточно прочесть на перемене параграф; вовремя поднять руку, продемонстрировать свое развитое мышление; «между делом» выполнить (списать) письменные задания; поднапрячься на контрольной – и все!.. Поэтому для меня ключевой вопрос тогда был не в оценках, а в самом нежелании ребенка учиться!.. Причем задолго до подросткового возраста!

Выход нашелся неожиданно – я задумалась не о дочери, а о себе: что именно меня беспокоит?.. Я не могу смириться с тройками?.. Боюсь вырастить невежду?.. Не знаю, как объяснить окружающим свое спокойное отношение к отсутствию школьных интересов дочери? Когда я поняла себя, я

честно поделилась своими страхами с ребенком. И он меня понял!

Поэтому вот что я хочу предложить Вам, уважаемые читатели: давайте будем честны с нашими детьми!.. Давайте не будем прикрывать наши личные чувства разговорами о значимости школьного образования для дальнейшего жизненного успеха нашего чада!.. Даже для самих учителей (я уж не говорю – для Вузовских преподавателей!) очевиден абсурд современных школьных программ и их последующей оценки через ЕГЭ. А самое главное – специалисты доказали, что в информационном обществе БЕСПОЛЕЗНО загружать мозг детализированной информацией – она слишком быстро устаревает. Зато крайне важно иметь опыт самообучаемости в области новых концепций и понятий, иметь стабильную психику и позитивную жизненную мотивацию, поскольку во взрослой жизни выпускнику школы предстоит менять род своей профессиональной деятельности в среднем каждые пять лет. Если Вы со мной не согласны – не стоит читать дальше. Продолжу для тех, кто, в общем, ощущает бессмысленность нынешнего образования, но никакой альтернативы не видит.

Сфокусируйте свою задачу: Чего Вы хотите?

-Развить познания ребенка в каких-то областях (точные науки, языки, и т.д.)?

- Убедиться в том, что ребенок учиться не хуже (лучше) других?

-Освободиться от страха за будущее ребенка?

-Воспитать в своем ребенке самостоятельность?

-Воспитать в своем ребенке настойчивость и последовательность?

-что-то еще?

Эти задачи требуют конкретных решений, которые можно согласовать по принципу взаимовыгодного сотрудничества с ребенком – найти мотив, по которому он станет в данной конкретной ситуации вашим единомышленником!

Со старшей дочерью для меня принципиальными были: преодоление страха за ее будущее, развитие некоторых ее способностей и приемлемые «оценки за четверть».

Поэтому я начала искать информацию о «новом образовании», озадачилась увлеченным репетитором по математике (мы гуманитарии), а в отношении остальных дисциплин мы пришли к соглашению.

Я честно призналась дочери, что само содержание учебного материала мало что даст ей в жизни, но личностно важно быть успешной. Поэтому надо уметь ладить со всеми учителями и вовремя поддерживать свой имидж приличными ответами (докладами). К тому же по опыту я убедилась – ребенку каждый месяц нужна неделя психологического отдыха от школы, а это проще организовать «по семейным обстоятельствам», если учебные дела благополучны. Это был Важный мотив для дочери.

Мы разобрали ситуацию по каждому предмету: что вызывает напряги и как их устранить минимальными усилиями. Что-то пришлось «подтянуть» с репетитором, кого-то из учителей переосмыслить как «положительный персонаж», найти в нем что-то вызывающее симпатию. (Полезный жизненный опыт!..) короче - надо было проложить рельсы для последующей максимально "экономичной" учебы.
 
talania Дата: Четверг, 22.03.2012, 11:31 | Сообщение # 3
Психолог
Группа: Мастера грамоты
Сообщений: 274
Репутация: 0
Статус: Отсутствует
То, что я сама считаю значимым в школьной программе –некоторые произведения литературы, исторические концепции, или мировоззренческие представления –я сама обсуждала с дочерью. На самом деле это не так уж трудно. Вспомните то, что Вы сами считаете важным знать для культурного человека и просто общайтесь на эти темы!.. Я признала, что главное развитие мое ребенок получает не в школе, а занимаясь своими собственными делами! Потому что самостоятельная личность формируется тогда, когда имеет возможность ставить и достигать собственные цели!

Таким образом из оппонентов :«Как?.. Ты не хочешь учиться?!» -мы стали союзниками: «На каком этапе воплощение нашего плана?..»

К старшим классам проявились интересы в области общественных наук, дочь с успехом защитила свой авторских проект по правам человека в конкурсе под эгидой ООН, разработала и прекрасно реализовала в течение нескольких лет программы тренингов по межнациональной толерантности среди молодежи.

Сейчас ей двадцать, она воплощает совсем другие проекты, но школу вспоминает без отвращения.

С младшей дочерью все иначе. Она любила учиться в младшем возрасте, но зато стремительно повзрослела к12 годам! Это вызвало бурный подростковый период, в котором все утратило значение, кроме общения со сверстниками!.. Для сохранения самодисциплины я перевела в ее экстернат. Дочь учится периодами: каждый месяц нужно сдать определенный объем школьной программы - она целенаправленно может сидеть сутками, а потом неделю гуляет. Для «классического» подростка принципиальной является свобода. Поэтому моя задача –увязать эту свободу с ответственностью: « У тебя есть свобода, потому что ты взял на себя обязательства».Поскольку она у меня «акселератка», то круг ее друзей значительно старше по возрасту, много студентов, которые, так же как и она, учатся «приливами». Это помогает мне контролировать
процесс.

Вернувшись к вопросу «Правильно ли это?..» в отношении учебы, могу сказать только, что это – вариант!.. Главная цель родителя: вырастить ребенка здоровым, уверенным в своих силах, честным и доброжелательным по отношению к другим людям – не противоречит этому варианту!

В ситуации, когда Вы сталкиваетесь с упорным сопротивлением ребенка чему-то, позвольте себе увидеть «правду» оппонента. Помните: Мы не властны над мыслями и чувствами другого человека, поэтому бесполезно их оценивать как хорошие , или плохие. Гораздо эффективнее разобраться: в чем наши интересы расходятся, а в чем мы можем быть союзниками. После этого переведите свою проблему в разряд реалистичных задач, и решайте ее вместе, исходя из общих интересов!

Удачи!

С глубоким уважением ко всем детям и родителям - Светлана Добровольская.
http://digest.subscribe.ru/children/school/n100357788.html
 
talania Дата: Четверг, 22.03.2012, 11:35 | Сообщение # 4
Психолог
Группа: Мастера грамоты
Сообщений: 274
Репутация: 0
Статус: Отсутствует
Ребенок не хочет учиться - что делать?
Рано или поздно с этим сталкиваются почти все родители школьников. Невозможно усадить сына или дочь за уроки.Не торопись прибегать к карательным мерам. Попробуйте разобраться, что же произошло.
1. Страх
Страшно отвечать у доски; выглядеть смешным в глазах своих одноклассников; получить плохую отметку. Отметка - всего лишь цифра. Но именно она имеет магическую силу: боясь получит «двойку», дети не хотят идти в школу. Из-за «двоек» многие родители становятся врагами для собственного ребенка.
Несмотря ни на что, в любой ситуации, при любой неудаче, станьте союзником своего ребенка. Он имеет право рассчитывать на вашу помощь и поддержку. Всегда на первое место ставьте интересы ребенка. Если нелюбовь к школе объясняется страхом перед учителем, возьмите решение этой проблемы на себя. Поговорите с педагогом, какой трагедией оборачиваются его замечания для ребенка. Может быть, он не придает особого значения своему тону разговора. Общайтесь с учителем не как с врагом, а как с союзником, который в силах помочь вашему ребенку. Если же взаимопонимание не найдено, остается только одно - терпеливо работать с собственным ребенком, учить преодолевать свой страх.

2. Дети не всегда могут объяснить, что именно им мешает.Как узнать, напряжен ли ребенок на уроке? Загляните в его тетрадь, на ту страничку, где классная работа. Почерк всегда отражает внутреннее состояние человека. Если буквы (цифры) прыгают, качаются из стороны в сторону – значит, ребенок находится в напряжении или испуган. Если почерк ровный но вместо «корова» написано «корва», вместо «задача» - «задча» и таких слов немало, это тоже тревожный сигнал: что-то (или кто-то) не дает ему сосредоточиться. Может быть, вашему ребенку просто противопоказаны задние парты, потому что он все время отвлекается или, наоборот, неуютно чувствует себя, сидя впереди. Обсудите этот вопрос с учителем.
3. Не сложившиеся отношения с одноклассниками - распространенная причина, по которой ребенок не хочет посещать школу. Попробуйте вызвать его на откровенность и разобраться: может, он склонен противопоставлять себя коллективу? Или, имея амбиции лидера, не удовлетворен своим положением в классе? Может, у него возник конфликт с конкретным учеником? Или его угнетает обидное прозвище? Анализируйте, обсуждайте с ребенком все, что его волнует. Избегайте советов типа: «А ты дай ему сдачи!». Любой конфликт можно решить цивилизованно. Готовя ребенка к школе, учите его не только читать и считать, но и развивайте в нем способность к психологической адаптации, самозащите. Пусть он больше общается с детьми, учиться считаться с чужим мнением, с юмором относиться к своим недостаткам. Тогда в дальнейшем он избежит многих проблем и неприятностей.

4. Виноват ли ребенок, если ему неинтересно учиться?
Ведь он не может сам найти себе хорошего учителя или объяснить плохому, как надо работать. Заставлять учиться из-под палки, вопреки скуке - это не принесет полезных плодов. А личность ребенка может быть сломлена, интерес к познанию вытеснится словом «надо». Пообщайтесь с родителями одноклассников. Если и другие дети томятся на уроках, причина явно кроется в учителе. Может, стоит поменять учителя? Или попытаться самим заинтересовать ребенка.

5. Причиной отставания в учебе (и как следствие - нежелания учиться) могут быть проблемы со здоровьем у ребенка: плохой слух, слабое зрение, какие-то хронические заболевания или быстрая утомляемость.
Посоветуйтесь с врачом и проверьте общее состояние ребенка. В конце учебной четверти даже у самых здоровых детей могут проявляться нейродинамические трудности. Проще говоря, усталость мозга, его истощение. Как они, эти трудности проявляются?

•Ребенок чаще, чем обычно, забывает дома тетрадь, учебник, дневник. Забывает (не успевает) записать домашнее задание.
•Почерк укрупняется или, наоборот, начинает мельчить, Если пишет на нелинованной бумаге, строчка может резко падать вниз.
•Увеличивается число глупых, нелогичных ошибок, описок. Ребенок чаше пропускает буквы, не дописывает слова.
•Если на уроке дается самостоятельная работа, начинает работать не сразу, иногда - только к концу урока.
•Ребенок то и дело роняет ручку, пенал, тетрадь... Учителя это нервирует. А на самом деле ребенок бессознательно хочет поменять позу – чтобы подпитать мозг.
Мозг любит: световой день, белый снег, бег на лыжах, катание на санках, плавание, хорошо проветриваемые помещения, смену деятельности, ароматы цитрусовых, лавра, хвойных деревьев.

Мозг не любит: курения родителей. В помещении, где находится ребенок, не должно быть даже запаха табака. Табачный дым оказывает очень вредное влияние на растущий мозг.
Полезны дыхательные упражнения, тонизирующие процедуры (контрастный душ, массаж воротниковой зоны, массажные стельки (непродолжительно), 2 сеанса массажа в год), также никогда не помешают консультации психолога.
Дошкольники редко бывают ленивыми - чаще родители страдают от их неуемной активности. Однако если в школе начинаются проблемы, большую часть их родители склонны описывать емким словом «лень».
Когда хороший дошкольник становится нерадивым школьником, родители обвиняют прежде всего школу, реже - ребенка, почти никогда - самих себя. В действительности все как раз наоборот: большая часть проблем так или иначе спровоцирована родителями. Нежелание учиться может быть вызвано разными причинами.
Школа не стремится набирать в первый класс «неготовых» детей, ведь ей же с ними мучиться! Ребенок тоже не рвется раньше времени расстаться со своей свободой. Это всегда инициатива родителей. Специалисты знают, что качества, необходимые для начала школьного обучения, формируются у большинства детей к семи годам. Как правило, именно в семь лет у ребенка формируется мотивация для перехода от игры к учению.
Часто родители недооценивают серьезность положения. Когда шестилетняя малышка приходит домой и решительно заявляет, что в школе ей не понравилось и ходить туда она не будет, им это кажется забавным курьезом. Некоторые видят в этом проявление независимого характера. Между тем, это классический случай отсутствия учебной мотивации. Ребенок еще не доиграл свое. Он находится на другом, не менее важном этапе развития, и нужно позволить ему пройти эту часть пути до конца.

Бывает и так: ребенок как бы застрял в «игровом» периоде. В этом случае с помощью специалиста можно попробовать перевести его на другие рельсы. Интерес к ученью у такого ребенка можно пробудить лишь с помощью игры. Задача специалиста состоит в том, чтобы постепенно заменить игровую мотивацию на более взрослую (для этого разработаны специальные методики). Как правило, если проблема выявлена в апреле-мае, к сентябрю ребенка можно вывести на уровень нормального сознательного первоклассника. В идеале все дети, которым с осени надо приступать к учебе, должны бы еще весной проходить стандартное тестирование на школьную готовность.
Можно выделить три основных типа детей, у которых присутствуют трудности при обучении:
Способный, но ленивый
Детей этого типа особенно много в крупных городах. Они нацелены на познание, на получение новой информации. Такой ребенок отправляется в школу, надеясь найти там неиссякаемый источник новых знаний. И порядком разочаровывается, когда выясняет, что школа – довольно скучное место, где приходится делать много неинтересных и неприятных вещей. Часто эти дети, несмотря на хорошие умственные способности, учатся посредственно и даже могут попасть в разряд неуспевающих. При этом жажду нового они удовлетворяют в других местах - чтение, компьютер, кружки...
 
talania Дата: Четверг, 22.03.2012, 11:35 | Сообщение # 5
Психолог
Группа: Мастера грамоты
Сообщений: 274
Репутация: 0
Статус: Отсутствует
Социально ориентированный
Это ребенок совсем другого склада. Если первого интересует содержание обучения и мало интересуют оценки, то этот ребенок ориентирован на похвалу, на одобрение. Он может с равным успехом заниматься самыми разными вещами, поскольку суть для него не в предмете, а в том, чтобы все сделать правильно, оправдать ожидания. Он отправляется в школу именно затем, чтобы быть хорошим школьником. Независимо от уровня интеллекта, он неплохо справляется с программой, все выполняет и ничего не пропускает.

Такого рода мотивация совершенно необходима в начале обучения - и именно ее обычно не хватает шестилеткам. Дети, нацеленные на новую информацию, и в шесть лет, и в семь демонстрируют примерно одинаковую степень готовности к школе. Социально ориентированные дети созревают к семи годам.

В младших классах это вполне благополучная категория - и родителям не на что жаловаться. Но наступает время, когда одобрение учителей и родителей теряет приоритетность. На первый план выходит одобрение сверстников. У них же могут быть в цене совсем другие достижения, другие качества. И вот уже ребенка как подменили. Он не делает уроков, учится спустя рукава, где-то пропадает или болтает часами по телефону.
Оба описанных типа детей нельзя назвать ленивыми. Они могут трудиться много и с удовольствием, но при этом не делать то, что мы от них требуем. Но есть дети, к которым определение «ленивые» подходит в наибольшей степени.
Дети, которым ничего не нужно
Движущей силой развития ребенка является потребность в новых впечатлениях. Чтобы развитие шло нормально, необходимы три основных условия: любовь и внимание матери или заменяющего ее человека, некоторый природный запас энергии у самого ребенка и, наконец, среда, которая обеспечивает ребенка достаточным количеством впечатлений. Дети, которые не получают необходимого внимания и тепла, не получают новых впечатлений, растут пассивными, лишенными интереса и инициативы. Это обычная проблема приютских детей.

Но и в благополучных семьях может возникнуть сходная проблема, если ребенка слишком опекают, ограничивают его инициативу. При этом ребенок с сильной волей бунтует, а более покладистый привыкает, становится пассивным, учится получать удовольствие от своей безопасности, покоя и комфорта. Совершенно точно не надо бороться с ленью с помощью ремня, лишения прогулок и других карательных мер. "Пилить" ребенка тоже бессмысленно. Иначе его нежелание делать уроки может перерасти в отвращение к школе и труду вообще, а также к вам лично. Что же касается "пряника", то на этот счет существуют разные мнения. Да и пряники могут быть разными. Взрослые тоже, кстати, трудятся не бесплатно. Если никакие другие стимулы не действуют, материальный тоже может сгодиться. Еще лучше, если вы научите ребенка самого создавать себе стимулы и назначать награду - это ему поможет в жизни.
 
talania Дата: Четверг, 22.03.2012, 11:37 | Сообщение # 6
Психолог
Группа: Мастера грамоты
Сообщений: 274
Репутация: 0
Статус: Отсутствует
Как это ни странно звучит, все чаще и чаще можно встретить семьи, в которых дети не просто не хотят учиться, а вообще по несколько лет не ходят в школу.
И совсем не потому, что у них трудное детство, нет возможности или условий.
Как раз родители таких детей очень хотят, чтобы дети учились, создают все условия, чтобы они могли заниматься, но дорогие дети сначала делают вид, что уходят в школу, но туда не доходят, а потом, когда обман раскрывается, вообще перестают даже делать вид, что учатся.
Что они делают дома? А ничего, с точки зрения своих родителей, даже посуду за собой помыть не могут. Смотрят телевизор, слушают музыку, играют с домашними животными, иногда ходят погулять, но какого-либо дела, которым они были бы увлечены, не существует. Видимых причин, чтобы не учиться, тоже нет: умственные способности нормальные, отношения с одноклассниками хорошие.
На уговоры родителей пойти в школу реагируют вопросом: «А зачем?». Многих пап и мам такой вопрос ставит в тупик, что они только ни делают: пытаются говорить по душам, переводят в другую школу, наказывают физически, лишают карманных денег и удовольствий, нанимают репетиторов, перестают разговаривать, а результат — напряженные отношения в семье и еще более замкнутый в себе ребенок.
«Что делать?» — главный вопрос таких родителей. Но прежде, давайте попробуем разобраться, «почему?» А ответ прост — виной всему лень! Но не надо смотреть на это явление, как на ерунду. На деле, лень — очень серьезная причина, и бывает она разная.
Что такое лень? В словаре Ожегова: «лень» — это «отсутствие желания действовать, работать, любовь к безделью», у Даля — «неохота работать, отвращение от труда, от дела, занятий, наклонность к праздности, к тунеядству».
Для большинства людей лень — это что-то нехорошее, заслуживающее презрения, или просто блажь, к которой не надо относиться серьезно. И бороться с ней очень просто: надо себя заставить. Но в том-то и дело, что, когда лень, то и заставить себя лень. Получается замкнутый круг.

В психологии под ленью чаще всего понимают отсутствие мотивации. Проще говоря, смысла ходить в школу нет, нет интереса, нет стимула. Вот дети и спрашивают родителей: «А зачем?» И что вы, дорогие родители, отвечаете?
Чтобы иметь профессию, чтобы много зарабатывать, чтобы хорошо жить и т.д. А дети видят: для того чтобы хорошо жить, совсем не обязательно быть с образованием, и родители подчас самый наглядный тому пример — неплохо зарабатывают без высшего образования, или, имея за плечами институт, еле сводят концы с концами.
Чтобы тебя уважали, ценили, чтобы реализоваться, чтобы приносить пользу людям (Родине). Если ребенку 10-12 лет, то для него это далеко, а пока его ценят и уважают сверстники совсем за другие заслуги (что, кстати, естественно).
Чтобы было интересно, потому что учиться, узнавать что-то новое — это здорово. А вашему ребенку не интересно, ведь он никогда не учился из интереса, всегда была программа, по которой надо было «овладевать знаниями и навыками».
В садике, когда формируется интерес к познанию и творчеству, он делал на занятиях то, что было определено воспитателем, и только тогда, когда это было определено воспитателем. А совсем не то, что хотела его душа, и что ему было в данный момент интересно. Возможно, дома с его интересами тоже не часто считались: попытка самостоятельно починить телевизор или пожарить яичницу, а тем более устроить мастерскую из старого хлама вызывала часто бурное недовольство или молчаливое осуждение родителей.
А главное — он не видел, как познают, как трудятся его папа и мама, он не видел по-настоящему увлеченных родителей — не телевизором, не чтением детектива или любовного романа, а увлеченных узнаванием нового. Может быть, ваш ребенок просто не знает, что трудиться можно с радостью и интересом. Даже если вы по-настоящему увлечены своей работой, на работе он вас не видит, а дома вы либо с усталостью и по необходимости делаете домашние дела, либо сидите перед телевизором.
Многие могут возразить: «Что же, выходит, все надо делать только с интересом, только с удовольствием? Ведь временами надо и напрячься, и сделать через силу». Да, конечно, напрячься иногда необходимо, но только иногда, потому что, если напрягаться постоянно, то можно плавно впасть в депрессию и потерять интерес вообще к чему-либо, даже телевизору.
Наверное, есть еще много разных доводов у родителей, но, когда все слова сказаны, начинаются репрессии, то есть родители переходят от позитивной мотивации к негативным стимулам. Причем родители, помня себя в детстве, знают, что на них эти методы действовали хорошо, но мы — другие родители, чем наши папы и мамы, а наши дети — другие дети.

Угрозы не пустить гулять? А он поворачивается и уходит. Не дали денег? Так он сам взял или украл, а будете сильно «доставать», так и вообще уйдет из дома. В общем, чем сильнее давят родители, тем больше и больше пропасть между ними и ребенком. В ответ на физическую расправу современный ребенок говорит: «В суд подам, право не имеешь меня бить». И, в общем-то, он прав.

Но существует еще один важный аспект лени. Отсутствие мотивации (лень) может быть и от усталости, глобальной хронической усталости. Усталость бывает физическая, интеллектуальная и эмоциональная. Проще всего с физической: поспал, полежал, расслабился, и опять готов бежать, делать, желать. При здоровом сне, нормальном питании и умеренных физических нагрузках человек быстро приходит в норму. Но наши дети чаще страдают не от физических, а от интеллектуальных и эмоциональных перегрузок.

Родителям очень хочется, чтобы ребенок был лучшим, чтобы он многого достиг, да и ребенок тоже бывает честолюбив. Его отдают в школу с максимальной нагрузкой, но не каждый ученик обладает такими интеллектуальными способностями, чтобы освоить самую сложную и объемную программу. И совсем не потому, что он глуп, просто у нас у всех разный объем памяти, разные скорости мыслительных процессов и т.д.

И это надо просто принять. Как мы принимаем рост, цвет глаз или волос. Не стоит насиловать природу, ведь тогда к интеллектуальной перегрузке добавляется постоянное эмоциональное напряжение. «Я не успешный, не оправдываю ожиданий родителей, другие лучше меня» — высокие амбиции плюс низкая самооценка, и тут появляется ощущение, что таким, какой я есть, меня не любят, а значит, я плохой.

И происходит душевный срыв: ребенок уже ничего не может запомнить, не в состоянии сделать даже самые элементарные задания, теряет интерес ко всему и перестает что-либо делать вообще. Накопленной усталости так много, что даже недели безделья не хватит, чтобы до конца отдохнуть. А дальше все как снежный ком, и главное — появляется страх неуспешности, страх ошибки, страх не оправдать ожидания.
Если вы не хотите потерять душевное здоровье своего ребенка, то как можно скорее снимите с него безумные нагрузки, примите тот факт, что нет в нем сверх способностей. Он талантливый, уникальный, неповторимый, он может быть успешен, реализован, и может прожить счастливую жизнь, но не ставьте для него сверхзадач. Переведите его в школу с менее жесткой системой обучения.

Не надо забывать, что проблема также может быть вовсе не в усталости или лени, а во взаимоотношениях с учителями или одноклассниками, а, может быть, и с вами, дорогие родители. И то, что ваше чадо не ходит в школу, — это протест. Если самим не удается разобраться в этих сложностях, то не тяните время — идите к хорошему психологу. Особенно, если вы заметили, что у вашего сына или дочери заниженная самооценка, нет веры в свои силы или он относится к себе, как к «плохому».

Итак, что же делать, если проблем с общением в школе нет, и ребенок не учится именно потому, что ему неинтересно?
Самое трудное — принять это как данность и перестать бороться со своим ребенком, то есть отнестись к этому серьезно и осознать, что ему нужна помощь. Он должен почувствовать, что вы принимаете его таким, хотя вам, конечно, это не нравится, но вы его все равно любите и готовы ему помогать.
Постарайтесь, чтобы между вами была душевная близость, и перестаньте обсуждать эту проблему с соседями и знакомыми по телефону.
Помочь ребенку осознать, что у него есть проблема, и что ему нужна помощь. Если он готов идти к психологу, — ведите, но не заставляйте, не шантажируйте.
Разобраться со своими собственными увлечениями и интересами. Посмотрите на своего ребенка, как на свое отражение в кривом зеркале, которое, конечно, преувеличивает недостатки, но не придумывает их. А вы чем увлечены, какие у вас интересы, кроме домашних проблем и сериалов?
Попробуйте возродить свои увлечения или найдите новые. Но не навязывайте сыну или дочери того, что интересно вам, и пусть он видит, слышит и чувствует вашу увлеченность. Только это должно быть очень искренне.
Если у вашего ребенка появляется хоть какое-то увлечение, даже не очень серьезное на ваш взгляд, не торопитесь говорить «нет», подсмеиваться, но и не торопитесь кидаться с помощью и советами, делая тут же этот интерес семейным достоянием. Относитесь к желаниям и интересам своих детей с уважением.
Начинайте отдавать ответственность за жизнь ребенка ему самому: перестаньте его все время контролировать, выдавать ценные указания, и главное — принимать за него решения.
Для многих родителей это самое сложное, потому что надо перестать относиться к ребенку, как к своей части, как к своему продолжению. Иногда без помощи профессионального психолога здесь бывает не обойтись.
http://chudetstvo.ru/317-cht....ya.html
 
talania Дата: Четверг, 22.03.2012, 11:39 | Сообщение # 7
Психолог
Группа: Мастера грамоты
Сообщений: 274
Репутация: 0
Статус: Отсутствует
Многим родителям приходится сталкиваться с тем, что их дети не хотят учиться – спустя рукава делают домашние задания, пропускают занятия, получают плохие отметки. Такие проблемы у первоклассников – совсем не редкость, впрочем, и с течением времени у многих школьников пропадает желание учиться.

Почему пропадает желание учиться
Причин возникновения таких ситуаций может быть несколько:

Не сложились отношения с одноклассниками. Низкая коммуникабельность и замкнутость могут помешать вашему ребенку полноценно влиться в новый коллектив.
Учитель предпочитает авторитарный стиль обучения, при котором ученики постоянно находятся в состоянии стресса.
Ребенок не справляется с учебной нагрузкой.
Что делать, если ребенок не хочет учиться
Прежде всего, необходимо точно выяснить, что стоит за этим нежеланием – одноклассники, трудности с прохождением программы или конфликт с учителем. Возможно, ребенок сразу не захочет рассказывать о своей проблеме – в таком случае не стоит на него давить и требовать ответа сию же секунду. Вернитесь к этому вопросу позже – настойчиво, но без нажима, иначе никакая мотивация к обучению не пробудит желание ходить в школу.

Самой непростой ситуацией является конфликт с учителем – в этом случае вам придется обстоятельно обсудить с педагогом сложившуюся ситуацию. Возможно, проблему удастся решить после беседы, но иногда приходится менять класс, а порой и школу. Это непростой шаг, но порой единственно возможный – мотивация школьников при работе с таким «специалистом» может стать неэффективной.

Если «корнем» нежелания учиться являются сверстники, то помочь может совместный разговор на классном собрании – вместе с другими ребятами и их родителями. А иногда конфликтная ситуация возникает совершенно на пустом месте – в таком случае доходчиво объясните ребенку, как нужно поступать, если ребенок конфликтует с одноклассниками.

Бывает так, что один или несколько школьных предметов «не даются». В этом случае вам следует заниматься с ребенком дома, или, если на это нет времени, нанять ему репетитора.

Но бывает и так, что проблемные ситуации решены, но активности в обучении ребенок все равно не проявляет.

Ошибки родителей при мотивации к учебе
Действия родителей-сторонников жестких мер:

Постоянный контроль успеваемости своего ребенка: за хорошие оценки – похвала, за плохие – наказание.
Проверка и оценка выполнения домашних заданий.
Мотивация учения за счет психологической «накачки»: разговоры с детьми о том, что с ними будет (бедность, неустроенность), если они не получат хорошего образования.
Чем чревата такая модель поведения? Тем, что живущий под постоянным «прессом» ребенок учебу возненавидит, и будет изо всех сил от нее отлынивать. Рано или поздно такой срыв обязательно случится – дальнейшая мотивация к обучению в таком случае станет архи сложной.

Как правильно мотивировать школьника
Основная черта детства – любопытство. Именно эта неуемную жажду узнавать новое и нужно использовать для мотивации к обучению. Поменяв привычку получать на обыкновение искать, ваш ребенок преобразится до неузнаваемости.

Советы для родителей школьников, желающих помочь своим детям:
Интересуйтесь увлечениями своих детей, поощряйте их, даже если вам они кажутся бесполезными. Это создает доверительные, дружеские отношения.
Высказывайте меньше оценочных суждений – мотивация к обучению должна быть внутренней, а не завязанной на внешнем импульсе.
Превращайте учебу в игру, и больше играйте с детьми в принципе – так знания усваиваются наилучшим образом. Например, предложите вашему ребенку на время стать учителем, а себя назовите учеником. Попросите его объяснить вам правило или упражнение – такой прием позволяет значительно увеличить эффективность обучения.
При объяснениях используйте больше визуальных объектов, образных сравнений, мелодий.
Больше разнообразия, ребенок не должен развиваться однобоко. Спортивный кружок, музыкальная или художественная школа, театральная студия – вы сами поймете, в чем нуждается ваш школьник.
Именно такая, внимательная и «пробуждающая» мотивация школьников и создает базу для творческих, активных и уверенных в себе людей, которые сохраняют способность к обучению в течение всей жизни.

http://mirsovet.ru/shkolni....ya.html
 
talania Дата: Четверг, 22.03.2012, 11:40 | Сообщение # 8
Психолог
Группа: Мастера грамоты
Сообщений: 274
Репутация: 0
Статус: Отсутствует
Ребенок не хочет учиться: почему?

Ваш ребенок вдруг стал приносить плохие оценки, все чаще с утра жалуется на здоровье, не желая идти в школу, домашнее задание делает из-под палки, готов заниматься чем угодно, только не уроками… Вам это знакомо?

Ребенок не хочет учиться. Что делать? Задайте сначала себе вопрос: «Почему он не хочет учиться?». И только потом можно будет понять, что с этим делать.

Почему ребенок не хочет учиться? Причины могут быть разными.

1. Несоответствие способностей и возможностей ребенка требованиям учебных программ.

Каждому человеку нужна ситуация успеха. Причины нежелания учиться могут быть, как раз, связаны с тем, что ребенок все реже и реже достигает хороших результатов. Ему просто трудно учиться.

Вспомните, как вы выбирали школу для своего ребенка? Не соблазнила ли вас вывеска «лицей», многообразие учебных программ, авторы которых обещали выдающиеся результаты, насыщенное расписание занятий, иностранный язык с первого класса, экспериментальные методики и прочее, и прочее… «А что тут плохого?» - спросите вы. А кто сказал, что это все – плохо? Плохо, если возможности и способности вашего ребенка не позволяют ему выполнить учебные требования педагогов. Ребенок может стараться, тянуться, но наступает момент, когда он все равно видит, что не справляется. Он все чаще и чаще получает плохие оценки, все реже – похвалы от педагога и родителей. Сколько ребенок будет заниматься тем, что не приносит ему успеха?

«Что же делать?» - спросите вы. Что? Адекватно оценить способности и возможности ребенка и признать, что он не обязан выполнять все ожидания родителей. Не собственные ли амбиции руководили вами, когда вы отдали ребенка в это учебное заведение? Вы в свое время достигли высот в изучении определенных дисциплин и выбрали ту школу, тот класс, где этим дисциплинам уделяется усиленное внимание? Но, может, у вашего ребенка способности к совсем иным предметам?

Вполне возможно, что стоит сменить учебное заведение, перевести ребенка в другой класс, где будут иные требования к уровню его подготовки, где будут сделаны акценты на иных предметах.

«Не хочу я его никуда переводить, у него тут друзья, и школа очень хорошая!», - возмущенно ответите вы. Это – ваш выбор. Но если действительно в случае с вашим ребенком данная причина нежелания учиться именно эта, то вы будете постоянно сталкиваться с проблемами. Есть полумеры – наймите репетитора, сидите сами с ребенком вечерами и ночами, пытаясь объяснить ему то, что он не понял на уроках, выполняйте с ним задания, с которыми он не сможет сам справиться. И спокойнее относитесь к его низким оценкам, убеждая, что вы все равно его любите, вне зависимости от того, что стоит у него в дневнике. Успокаивайте тем, что терпение и усердие помогут ему достичь необходимых результатов, помогайте ему во всем. И очень хорошо, если за пределами школы учебные неудачи вашего ребенка компенсируются иными ситуациями успеха – увлечениями, которые приносят ему удовольствие, радость и уверенность в своих силах (спорт, танцы, забота о животных и прочее).

2. Ребенок плохо владеет навыками самостоятельной работы.

Вполне возможны ситуации, при которых ребенок не хочет учиться потому, что не знает как. «Их же в школе учат», - фыркнете вы. Речь идет о том, что ребенок очень плохо умеет учиться сам, без постоянного руководства со стороны взрослых. Пока учительница все объясняет, а в классе сидят еще 30 таких же учеников, ваш ребенок следует указаниями, вписываясь в рамки общих требований. Но вот дома он остается наедине с заданиями и нередко ощущает растерянность. Конечно, он знает, что ему задали, но.. Он не умеет настраивать себя на выполнение нужной работы, он больше привык делать приятное, и не до конца понимает, что в жизни нередко надо делать просто необходимые вещи. Дело, которое непонятно, как выполнять, нередко кажется неимоверно трудным, непонятным, интерес к таким делам снижается. Наша задача – приучить его к самоорганизации, к планированию, постановке определенных задач и контролю за их выполнением.

Здесь важен и ваш собственный пример: «Сейчас я до 20.00 приготовлю ужин, потом посмотрю фильм, а после него сразу лягу спать. Давай и ты свои дела будешь делать постепенно – до 20.00 сделаешь потихонечку то, что тебе задано, потом может поиграть, пока идет фильм». Объясняйте ребенку спокойно, что в жизни есть очень много важных дел, которые мы должны выполнять. Приводите примеры людей, которые учились, получили хорошее образование и хорошо устроились в жизни. Современное поколение нередко видит только внешнюю сторону – успех. Но единицы достигли его без усилий. Рассказывайте об этом, обсуждайте.

Настраивайте его на рабочий лад. Договаривайтесь о том, как он будет чередовать учебные дела и неучебные, домашние задания и перерывы для отдыха. Помогите ему приготовить все необходимое для выполнения задания, уберите отвлекающие моменты (игры, выключите музыку, компьютер), посидите какое-то время недалеко, если ему нужно ваше присутствие, попросите рассказать, что от него требуется (проговаривая вслух, ребенок лучше понимает, что будет делать и как, настраивается на выполнение).

3. Отсутствие интереса к определенным предметам.

Бывает, что учитель не смог привить по какой-то причине интерес к своему предмету. Что могут сделать в такой ситуации родители? Это – действительно довольно сложная проблема. Может, педагог смог увлечь предметом всех, но не вашего ребенка. Возможно, отношения с ребенком у учителя не сложились, и это повлияло на отношение школьника к предмету. Бывает, что форма занятий неинтересна. Конечно, непрофессионалам чрезвычайно трудно определить эффективность методики учителя, но кое-что и родители могут тут сделать.

Постарайтесь своими средствами показать ребенку увлекательность предмета, который ему неинтересен. Сейчас очень много различных книг, которые в занимательной форме рассказывают то, чего нет в учебниках. Неинтересна история? Приобретите для ребенка исторические энциклопедии с красивыми картинками и увлекательным текстом, посидите вместе, посмотрите иллюстрации, почитайте пояснения. Выберите интересный исторический фильм, который ваш ребенок сможет оценить по достоинству. Ему неинтересны физика, химия? Поищите книгу, где описываются различные простейшие опыты, которые можно выполнить в домашних условиях, удивив ребенка. Ему неинтересна биология? А вы давно были с ним в лесу? Любовались ли цветами, слушали ли пение птиц? Постарайтесь, чтобы он увидел то, что находится за страницами учебника, то, что скрыто, возможно, за скупыми фразами текста. Поддерживайте всегда его любознательность, рассказываете разные интересные факты. Любознательность будит фантазию, расширяет кругозор, нередко заставляя по новому посмотреть на "ненавистные" школьные предметы.

4. Напряженные отношения с одноклассниками.

Нам, взрослым не всегда видны все подводные камни взаимоотношений ребенка с одноклассниками. Нередко с нами не делятся переживаниями по поводу конфликтов в школе. Ребенок боится, что мы сделаем еще хуже – например, возмутившись, пойдем разбираться с обидчиками, позвоним их родителям, пожалуемся педагогам и прочее.. И аукнутся ему наши благие намерения и дела. Вполне возможно, что ребенок приучен вами же самостоятельно разбираться со своими проблемами, и не хочет признаться, что решить их не в состоянии.

Психологические состояние ребенка, у которого сложились напряженные отношения с одноклассниками, очень сильно влияет на его учебную деятельность, на ее мотивацию. Школа в такой ситуации не кажется привлекательным местом, куда он стремится. Отношение к школе распространяется нередко и на отношение к самой учебе, интерес к ней и желание учиться снижается. Учеба под прицелами взглядов недоброжелателей может стать тяжелым испытанием – ребенок боится, что его засмеют за неверный ответ, обзовут ботаником в случае успехов.
Попытайтесь все же понять, какие отношения у ребенка с одноклассниками, помогите ему найти эффективные способы налаживания общения, решения конфликтов.

В этой статье мы постарались осветить лишь самые распространенные причины нежелания детей учиться. Думаю, мы смогли вас убедить, что многое – в наших руках. Родители, разобравшись с причинами, зная особенности своего ребенка, всегда могут найти способ изменить ситуацию к лучшему.

http://www.3vium.ru/semya/netucheba.html
 
talania Дата: Четверг, 22.03.2012, 11:43 | Сообщение # 9
Психолог
Группа: Мастера грамоты
Сообщений: 274
Репутация: 0
Статус: Отсутствует
Ребенок плохо учится: что делать?
Очень часто на телефон доверия обращаются родители, жалуясь на то, что ребенок плохо учится, ленится. Причин снижения учебной мотивации и "лени" может быть много.

Рекомендации родителям будут зависеть от причины этого явления. Очень часто причины плохой учебы ребенка заключаются не в ребенке, а в напряженной семейной ситуации, в педагогической некомпетентности родителей, в их чрезмерной амбициозности. Очень часто родители к ребенку относятся как к проекту, в который они вкладывают инвестиции, и он должен соответствовать этим вложениям. При этом они забывают, что самые важные инвестиции, которые всегда дают положительный результат - это любовь и принятие ребенка таким, какой он есть.

За жалобой "ребенок в школе плохо учится" только в 20% случаев стоит задержка психического развития, требующая специальных коррекционных мер или посещения ребенком специальной школы. В данной статье это рассматриваться не будет.

Также редко за этой жалобой стоит лень в собственном смысле, когда ребенок делает только то, что ему приятно и уклоняется от всего прочего. Первоначальной причиной, как правило, является избалованность.

Причиной неуспеваемости ребенка могут быть нарушенные отношения с учителем. Причины нарушения этих отношений могут быть разные, и в каждом случае их стоит рассматривать отдельно.

Часто за жалобой "ребенок в школе плохо учится, ленится" стоят завышенные требования родителей. У детей, как правило, в норме развит познавательный интерес. Они с удовольствием идут в школу, в первый класс. Но, часто, к концу первого года обучения, познавательный интерес снижается, учебная мотивация падает. С чем это связано?

В начале учебы ребенка в школе обычно возникают трудности - нелегко адаптироваться к новому образу жизни, к новым требованиям. Эти трудности могут проявляться в плохих оценках. Дальнейшее отношение к учебе будет зависеть от реакции родителей. Если родители считали своего ребенка "вундеркиндом", а он получает в школе четверки или тройки - реакция у них может быть негативной. Ребенку и так трудно, а родители недооценивают его старания. Он старается, но все время не оправдывает их ожидания, он все время чувствует себя плохим. В итоге у него падает уверенность в себе, повышается тревожность, которая приводит к дезорганизации учебной деятельности. Ребенок очень медленно делает домашние задания, уходя в детали и отвлекаясь от смысла. Он все время боится совершить ошибку и поэтому все проверяет и перепроверяет. Стремление сделать работу как можно лучше лишь ухудшает дело. Ему трудно отвечать у доски. Если какое-то задание кажется ему сложным, он не будет его делать, так как боится ошибиться. От важности заданий его тревожность возрастает - контрольные он пишет гораздо хуже. Здесь формируется замкнутый круг - неоправданные ожидания родителей вызывают тревожность. Тревожность мешает нормально учиться и получать от учебы удовольствие. Тревога понижает результативность учебной деятельности - ребенок из-за нее не может полноценно усваивать материал. Ребенок в школе старается, боится ошибиться, но при этом получает низкие оценки, что вызывает негативную реакцию родителей и повышает тревожность. Родители хотят "подтянуть" своего "нерадивого" ученика и устраивают ему дополнительные занятия. Дополнительная нагрузка плохо сказывается на физическом и психическом состоянии ребенка, вызывая астенизацию. В итоге ситуация только ухудшается - ребенок много занимается, устает, а его оценки остаются на том же уровне. У ребенка складывается о себе негативное представление - представление о себе как о безнадежно неуспешном. И, понятно, это представление вовсе не способствует улучшению ситуации. Что же делать?

Прежде всего, родителям необходимо понять, что если продолжать действовать по тому же сценарию - результат может оказаться плачевным. К подростковому возрасту у ребенка сформируется резко отрицательное отношение к учебе, и он может стать законченным хулиганом, и это в лучшем случае.

Постоянный неуспех со временем приводит к появлению пессимистического подхода к действительности, а иногда и к развитию депрессивного состояния. Признаки депрессии характерны для давно начавшейся хронической неуспешности. Как правило, они появляются к концу начальной школы. В подростковом возрасте у детей с хронической неуспешностью нередко совершается переход от позиции плохого ученика к самосознанию безнадежно неуспешной личности. Подросток отказывается от каких-либо проявлений активности, от общения, как со взрослыми, так и со сверстниками. В ответ окружающие отворачиваются от подростка, что углубляет депрессию и усиливает представление о своей никчемности. Такие подростки отказываются от учебы и каких-либо контактов с внешним миром. Все прежние увлечения, которые у них были, перестают их интересовать. И такое состояние уже требует серьезного лечения.

Из любой ситуации есть выход и он не так сложен. Самое главное - не считать свою воспитательную позицию единственно верной и учиться, - учиться любить, учиться принимать, учиться поддерживать, а не требовать, критиковать, наказывать. Дети нас тоже учат - и многому!

Главная задача родителей при подозрении, что ребенок считает себя неудачником, - это развить в нем ощущение возможности успеха. Для этого ребенка можно сравнивать только с ним самим и ни в коем случае с кем-то, более успешным. Не нужно определять соответствие ребенка эталонам школьной программы. Важно хвалить ребенка за любой минимальный успех: если вчера он в диктанте сделал десять ошибок, а сегодня девять - это успех, достойный похвалы. А если завтра он сделает двенадцать ошибок, нужно выразить твердую уверенность, что он справится и послезавтра будет лучше. Вашему ребенку нужна поддержка, ему нужно ощущение, что он хороший, что он может, что он справится. Дайте ему это ощущение! Отношение вашего ребенка к себе напрямую зависит от вашего отношения к нему, его самооценка зависит от ваших оценок.

Очень важно найти хоть какую-нибудь сферу, где ребенок будет успешным, сможет реализовать себя. Этой сфере нужно придать высокую ценность в его глазах. Может быть, это будут домашние дела. Иногда родители не могут найти у ребенка каких-либо способностей. Такого не бывает. Хоть что-то ваш ребенок делает хорошо - может быть быстро бегает, плавает, рисует, играет на компьютере. Отдайте его в секцию или кружок, где у него что-то будет хорошо получаться, и это ему будет нравиться. Эта деятельность должна стать предметом живого интереса родителей и их поддержки. Не переживайте, что из-за этого ваш ребенок не будет успевать делать уроки. Успех в одной деятельности со временем перейдет и на другие виды деятельности. А если ваш ребенок останется в позиции хронического неудачника, то через некоторое время вас будут уже интересовать не его оценки, а его психическое состояние.

Ни в коем случае ребенку нельзя ставить в вину его неуспехи в школе. Следует снизить ценность школьных оценок (но не знаний). Необходимо выражать уверенность, что если что-то он научился делать хорошо, то научится и всему остальному. Расспрашивая ребенка о школе, смещайте акценты на взаимоотношения с детьми, на школьные экскурсии, развлекательные мероприятия и т.д. Не говорите про оценки! Не стоит ожидать быстрого улучшения успеваемости - это длительный процесс, нужно запастись терпением. Снижение тревожности происходит медленно. Постепенно у ребенка повысится уверенность в себе, снизится школьная тревога и начнут накапливаться достижения.

Все вышеуказанные рекомендации подходят и для детей с повышенной тревожностью, но с еще не сложившимся ощущением хронической неуспешности. Но чтобы это ощущение не стало синдромом, нужно проводить профилактические меры, описанные выше.

Бывает, что ребенок в школе плохо учится потому, что у него просто нет интереса к учебе. Этому могут быть две причины. Либо родители не вели с ним совместных познавательных занятий и познавательный интерес у ребенка просто не сформирован; либо родители "напичкивали" ребенка с раннего возраста различными знаниями, что вызвало у него отторжение. И в том, и в другом случае можно рекомендовать разнообразные совместные занятия с ребенком, включающие в себя познавательные элементы. Например, совместное наблюдение за ростом растений, фиксация изменений в природе, ведение дневника погоды, изучение различных видов растений, наблюдение за домашними животными. Набор "Юный химик" тоже может быть здесь очень полезен. Если у родителя есть какой-то свой, личный познавательный интерес, он может приобщить к нему ребенка в доступной для него форме. Можно порекомендовать также какой-либо кружок с познавательной направленностью. Любые совместные познавательные занятия с ребенком должны проводиться с позиции "на равных" - мы вместе познаем мир, и учитывать интересы ребенка. Позиция "сверху вниз", - учительская позиция вдалбливания знаний нерадивому ученику, может здесь только навредить. Ваша цель - вызвать у ребенка самостоятельный интерес к познанию мира.
 
talania Дата: Четверг, 22.03.2012, 11:43 | Сообщение # 10
Психолог
Группа: Мастера грамоты
Сообщений: 274
Репутация: 0
Статус: Отсутствует
Еще одной причиной плохой успеваемости может быть уход ребенка в мир фантазий. Ребенок в школе как бы отсутствует на уроке, все пропускает мимо ушей, "витает в облаках". Он не сосредоточен на чем-то постороннем, он погружен в себя, в свой внутренний мир, в фантазии и мечты. Естественно, учеба от этого страдает. Развитие ребенка по этому типу происходит у детей, которые не получают достаточного внимания со стороны взрослых. Это может объясняться неблагополучием в семье или повышенной потребностью ребенка во внимании к себе. Ребенок хочет внимания, но у него повышенная тревожность, которая мешает ему развернуть те формы поведения, которые бы привлекли к нему внимание взрослых. В итоге ребенок уходит во внутренний мир, в мир фантазии и мечты. Фантазирование позволяет ему восполнить недостаток внимания. Ребенок отключается от внешней активности, он пассивен, его поведение ифантильно. Вся его активность проходит на внутренних планах. Реакция социального окружения, пытающегося "вернуть" ребенка к скучной и неинтересной для него деятельности, дополнительно стимулирует его уход в замещающее фантазирование.

Причиной возникновения и поддержания повышенного уровня тревожности является конфликт между стремлением получать реальное (а не только воображаемое) внимание и его отсутствием. Так порождается замкнутый круг причин и следствий: неудовлетворенность потребности во внимании порождает тревогу, блокирующую те формы поведения, с помощью которых ребенок мог бы привлечь к себе внимание. Это, в свою очередь, поддерживает неудовлетворенность.

Если вовремя не скорректировать это состояние, в подростковом возрасте у такого ребенка возникает самосознание одиночки, непонятого окружающими и далекого от их интересов и устремлений. Социальное окружение воспринимает подростка как "странного", поддерживая тем самым его специфическое самосознание. Происходит смещение акцентов: если раньше ребенок был пассивен в учебе, то теперь к этому добавляется пассивность в сфере общения. Для подростков межличностное общение со сверстниками - их центральная и чрезвычайно важная деятельность.

И у подростка, склонного к фантазированию, потребность в общении со сверстниками столь же высока, что и у любого другого подростка. Неудовлетворенность этой потребности приводит к развитию депрессивных тенденций. Защитную роль продолжает играть компенсаторное фантазирование, которое, разумеется, не может заменить собой реального удовлетворения потребности, но, тем не менее, существенно снижает психотравмирующий эффект.

Тревожность, в сочетании с высокой потребностью в эмоциональном общении и во внимании окружающих приводит к таким последствиям.

При таком типе развития важно развернуть активное воображение ребенка во внешний мир, направить его на решение реальных творческих задач. В этой деятельности ему нужно сразу обеспечить положительное эмоциональное подкрепление, ощущение успеха, внимание - ведь это именно то, что ребенку не хватает, из-за чего произошел уход от деятельности во внутренний мир. При выборе деятельности нужно найти такую сферу, где ребенок сможет насытить свою неудовлетворенную потребность во внимании к себе. Можно порекомендовать занятия живописью, причем абстрактной. Рисование "абстракций" обречено на успех. Потом его картины стоит развешивать на стенах и "хвастаться" перед гостями. В общем, родителю стоит потрудиться в поиске сферы деятельности для своего ребенка, удовлетворяющей этим требованиям. Ощущение успеха, внимание, эмоциональная поддержка - необходимые условия "лечебного" воздействия творческой деятельности, которую вы должны помочь найти свому ребенку. И не надо бояться, что ощущение успеха приведет к "самомнению". Ощущение успеха приводит к устойчивой позитивной самооценке, побуждающей ребенка в школе стойко преодолевать трудности и неудачи и добиваться реальных успехов, а не воображаемых.
 
talania Дата: Четверг, 22.03.2012, 11:44 | Сообщение # 11
Психолог
Группа: Мастера грамоты
Сообщений: 274
Репутация: 0
Статус: Отсутствует
Часто причиной плохой успеваемости может быть астенизированность ребенка (нервное истощение). Дети психастенического склада личности (повышенная тревожность и высокая чувствительность) легко астенизируются. Родители, желающие развивать ребенка в разных направлениях, перегружают его различными занятиями. В результате повышается утомляемость ребенка в школе и снижается успеваемость. Ребенок может подолгу валяться в кровати, часами ничего не делать, т.к. у него нет сил что-либо делать. Родителям же может казаться, что ребенок ленится. Если у вас есть подозрение на астенизацию вашего ребенка, то необходимо строго дозировать нагрузки. Ослабленному ребенку необходимы частые перерывы в учебных занятиях, заполненные активными движениями либо релаксацией. Полезны активные игры на свежем воздухе, занятия гимнастикой, бассейн и все, что способствует укреплению здоровья. В особо тяжелых случаях ребенку нужно предоставить дополнительный выходной день, желательно посреди недели. Стоит пересмотреть нагрузку ребенка, возможно от каких-то дополнительных занятий стоит отказаться, а ввести другие - укрепляющие здоровье, например, занятия спортом.

Замедленность темпа деятельности ребенка может выглядеть как "лень". Ребенок трудится совершенно добросовестно и целенаправленно, но так медленно, что окружающим кажется, что ему лень пальцем шевельнуть. И, конечно, он не успевает сделать хорошо все домашнее задание. На самом деле, замедленность темпа деятельности имеет физиологическую природу - медленное протекание нервных процессов, и никак не может рассматриваться как лень. Эти особенности необходимо просто учитывать. Нельзя осуждать ребенка за медлительность. Важно определить его темповые характеристики и регулировать объем работы в зависимости от его возможностей. Объем домашнего задания стоит сократить и лучше выполнить хорошо меньший объем, чем плохо, но все. Важно принять ребенка таким, какой он есть!

Статья написана по материалам книги А.Л. Венгера "На что жалуетесь?" и на основании консультативного опыта автора.
http://www.uti-puti.com.ua/view_articles.php?id=691
 
Гость Дата: Понедельник, 14.10.2013, 22:16 | Сообщение # 12
Группа: Гости





спс happy
 
Форум » Учительская » Ковалева Татьяна Валерьевна » РЕБЕНОК НЕ ХОЧЕТ УЧИТЬСЯ (Ребенок не хочет учиться, что делать?)
Страница 1 из 11
Поиск:

На главную  Пишите письма! Copyright sch779 © 2010-2017 СМС от МТС  СМС от Билайна  СМС от Мегафона  СМС от Скайлинка
  
   

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Счетчик LiveInternet Яндекс.Метрика Портал Учебник.ру