Пишите письма!
Москва 779
ЮЗАО, Ломоносовский район
 
Четверг, 27.07.2017, 05:49
Здравствуйте, Гость
RSS
Обычный заголовок
Главная | Педагогам, родителям: педагог-психолог - Форум
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Модератор форума: talania, docent 
Форум » Учительская » Ковалева Татьяна Валерьевна » Педагогам, родителям: педагог-психолог (Содержание работы психолога)
Педагогам, родителям: педагог-психолог
talania Дата: Четверг, 16.02.2012, 14:31 | Сообщение # 1
Психолог
Группа: Мастера грамоты
Сообщений: 274
Репутация: 0
Статус: Отсутствует
Профессия – детский психолог
Всего лишь каких-то 15-20 лет назад родители и педагоги хватались за голову, если ребенок был «трудным», «не таким, как все», слишком много шалил, дразнился или, наоборот, проводил все время в уединении, игнорируя других ребят. Воспитатели стремились воспитывать, учителя пытались учить, а мамы и папы нередко просто опускали руки и считали свое чадо неисправимым. Легко догадаться, что все три эти способа не приводят к положительному результату: в лучшем случае, человек преодолеет свои затруднения самостоятельно, а в худшем – негативные стороны характера могут принести немало бед и ошибок.
Сегодня же почти каждый знает: если с ребенком «что-то не так», то есть специалист, который поможет разобраться, поговорит по душам и с родителями и с малышом, предложит несколько вариантов стратегии воспитания или просто даст ценный совет – это детский психолог.
Психолог – это не учитель/воспитатель и не врач!
Многие до сих пор путают профессии врача и психолога, считая, что к психологу приходят люди больные, и он обязан их лечить, применяя различного рода манипуляции. Другие полагают, что психолог сродни учителю или воспитателю – он непременно должен давать указания, отчитывать, воспитывать, поучать, то есть, всячески переделывать детскую душу под угодный взрослым стандарт. В любом случае, такие подходы предполагают какое-то воздействие на личность ребенка. К деятельности психолога это не имеет никакого отношения. Поэтому, прежде, чем вместе со своим малышом записаться на прием к детскому психологу, помните следующее:
• Психолог работает только с психически здоровыми людьми; те, кто приходит к нему на прием, называются не пациентами, а клиентами. Если у вас есть жалобы на физическое состояние ребенка, то психолог предложит вам параллельно с консультированием пройти медицинское обследование. Только после этого можно будет говорить, имеет заболевание психологические или какие-то иные причины.
• Психолог не обязан знать, как положено воспитывать детей – это не является его профессиональной задачей. Хороший психолог никогда не станет навязывать ребенку стереотипы взрослых и требовать от него соответствия требованиям родителей и учителей.
• Работа психолога заключается в том, что он становится на время другом семьи, человеком, сопровождающим развитие личности ребенка. Психологические методы позволяют обнаружить проблемы развития, скорректировать их и помочь малышу раскрыть свой человеческий и творческий потенциал.
Психолог – человек, которому, кроме необходимого запаса профессиональных знаний и умений, просто необходимо обладать эмпатией – даром сопереживания другим людям, быть отзывчивым и чутким к чужому несчастью, уметь слушать и слышать собеседника. Детский психолог должен быть чутким вдвойне – ведь ему приходится общаться и с родителями, и с детьми, и нередко при этом он вынужден находиться «меж двух огней», искать пути примирения конфликтующих сторон, сотрудничать с ними и при этом сохранять независимую и беспристрастную позицию. Бывает и так, что психологу приходится иметь дело с очень сложным случаем, и тогда требуется немало такта, терпения и профессионализма, чтобы провести психологическую коррекцию состояния ребенка на должном уровне. И конечно же, самое главное для детского психолога – искренне любить детей, быть терпимым ко всем их проявлениям, шалостям, нарушениям психологического или физического развития, видеть в любом ребенке личность, достойную уважения и внимания.
Сегодня детские психологи – пожалуй, наиболее востребованные специалисты из всех представителей психологической области знаний. Практически все образовательные учреждения имеют в своем штате одного или нескольких психологов, работы у которых – просто непочатый край.
Школа – второй дом, кабинет психолога – самое уютное место в нем
Школьный психолог, наверное, имеет самые разносторонние знания и умения – ведь ему приходится общаться как с дошколятами, приходящими на подготовку к будущим занятиям, так и со взрослыми юношами и девушками, нередко имеющими уже собственную личную жизнь, свои взгляды и ценности. Для каждого из этих ребят школьный психолог может стать не просто человеком, который периодически приходит на урок и предлагает очередное тестирование, а добрым другом, которому можно доверить самые сокровенные переживания. Школьный психолог выполняет множество обязанностей. Прежде всего, он проводит самые разные анкетирования и психологические тесты среди ребят, как «в плановом порядке» - по просьбе органов образования или школьной администрации, так и по собственной инициативе. Первая группа тестов обычно связана с определением уровня интеллекта и развития определенных способностей учащихся – такое тестирование помогает вовремя заметить тревожные сигналы, если кто-то из ребят отстает в умственном развитии. Другие тесты направлены больше на диагностику психологического состояния ребят – их можно проводить как коллективно, для получения общей картины, так и в индивидуальном порядке. Здесь наиболее распространены рисуночные тесты, например, «Несуществующее животное», которые помогают выявить повышенную тревожность или агрессивность, демонстративные наклонности, завышенную или заниженную самооценку, а также вовремя определить признаки серьезных нарушений психического развития.
Другая сфера деятельности школьного психолога – подготовка малышей к будущему обучению в первом классе. Родители, которые выбирают ту или иную школу, могут уже заранее прийти в кабинет психолога и пообщаться с ним, получить необходимые знания и рекомендации. Психолог также проводит с ребятами развивающие занятия, которые способствуют скорейшей адаптации к школьной обстановке.
Школьный психолог также проводит индивидуальные консультации и групповые психокоррекционные занятия для всех желающих ребят. Каждый школьник имеет право зайти к психологу и поделиться своими переживаниями. Важно знать, что психолог никогда не оценивает действия своего клиента, не критикует и не сравнивает ребенка с другими детьми, а помогает ему наиболее полноценно раскрыть свои индивидуальные способности и реализовать возможности и таланты. Поэтому кабинет хорошего психолога – настоящая отдушина для тех, кому трудно общаться с педагогами или сверстниками.
Групповые тренинговые занятия в школе незаменимы, особенно для подростков. Ведь, начиная, с 12-13 лет у ребят начинаются интенсивные физиологические изменения в организме, а вместе с тем возникают страхи и тревоги, беспокойство по поводу взросления, комплексы, связанные с внешним видом и т.д. В этом возрасте резко растет потребность в общении со сверстниками, поэтому групповые занятия приносят особо ощутимый эффект. Школьные психологи проводят такие тренинги, посвященные искусству общения, личностному росту, умению выражать эмоции, обсуждению «трудных» вопросов и т.д. Группы могут быть как непродолжительными (две-три недели), так и долгосрочными (например, занятия идут по определенной программе в течение всего учебного года).
И, наконец, психолог в школе, как и каждый учитель, ведет свои собственные уроки. Темы их могут быть самыми разными, в зависимости от возраста и потребностей ребят – о вреде наркотиков, о дружбе и любви, о семье и доме... Это могут быть и уроки психологии, ведь наука о душе всегда была интересна любому человеку – как различаются люди и чем это обусловлено, как преодолеть конфликт с товарищами или родителями, как правильно повести себя в той или иной ситуации. В обсуждении таких тем ребята обычно принимают самое живое участие.
Итак, если вы решились обратиться к детскому психологу то доверяйте своей интуиции при выборе специалиста: доброжелательный и естественный человек, всегда сохраняющий достоинство и независимость, не пытающийся манипулировать клиентами, чтобы привязать их к себе – достойный выбор, и даже если он является начинающим психологом, все равно может принести больше пользы, чем маститый профессор, пользующийся своими званиями и положением.
Прикрепления: 5328994.jpg(31Kb)
 
talania Дата: Четверг, 16.02.2012, 14:32 | Сообщение # 2
Психолог
Группа: Мастера грамоты
Сообщений: 274
Репутация: 0
Статус: Отсутствует
Педагог-психолог

Наука психология, как многим известно, если перевести дословно - это наука о душе, а детская психология соответственно, наука о душе ребенка и мы хотим заботиться о ней, делаем все возможное для этого, и поэтому нам бывает нужна помощь психолога.
Психолог поможет вам разобраться в непростых вопросах, связанных с воспитанием детей. В некоторых вопросах психолог подскажет, где и как проявлять строгость и принципиальность, а в других - возможна лояльность и прямота. Ни для кого не секрет, что то, что закладывается в детстве, несет свои плоды через всю оставшуюся жизнь. Услуги детского психолога – необходимость. Детский психолог может стать полезным советчиком в вопросах воспитания и поможет вам справиться с любой психологической проблемой. Помощь психолога может способствовать личностному развитию, а также открыть путь к развитию творческих, коммуникативных способностей и взрослых и детей. Психологическая помощь - это помощь здоровым людям.
Помощь детского психолога, оказываемая дома, в привычной обстановке, лучше тем, что ребенку легче и комфортнее привыкнуть к незнакомому человеку. В настоящее время - время кризиса и стресса, помощь психолога детям и подросткам крайне необходима. Помощь психолога детям заключается в диагностике состояния ребенка и затем консультировании в большей степени родителей, а помощь психолога подросткам - в налаживании контакта и доверия с родными и близкими, что непросто бывает сделать родителям, по ряду объективных причин. Часто требуется помощь психолога подросткам в принятии важных для них решений, которыми он не хочет или боится поделиться с родителями или друзьями. Консультация родителей тоже необходима, чтобы понять из чего складываются детские проблемы.
Помощь детского психолога полезна и нужна каждому ребенку и его родителям. Помощь ребенку нужна, чем раньше, тем лучше, так быстрее и проще можно разобраться с проблемой, она нужна при:
• Упрямстве;
• Агрессии;
• Страхах;
• Проблемах в школе, общении со сверстниками и/или взрослыми;
• Возбудимости или апатичности;
• Изменении места жительства;
• Подготовки к детскому саду и периоде адаптации;
• Подготовки к школе и периоде адаптации;
• Смерти близкого человека;
• Потери родительского контроля над ребенком, непослушании. Даже при самых гармоничных отношениях бывают моменты, когда ребенок не слушается, и это естественно в связи с развитием ребенка.
• Застенчивости и неуверенности в себе. В настоящий момент, дети, живущие в больших городах, таких, как Москва, все меньше общаются друг с другом, они сидят дома за своими компьютерами. Психологическая помощь в данном случае необходима.
• Агрессивность. Причин такого поведения очень много. Важно, чтобы подобное поведение не закрепилось и не помешало в установлении нормальных отношений в дальнейшем.
• Гиперактивность. В данном случае психологическая помощь заключается в том, чтобы, направить активность ребенка в правильное русло.
• Тяжелые жизненные ситуации. Часто даже взрослым, психологическая помощь в таких случаях бывает необходима. Детский психолог определит, насколько сильно ребенок переживает ситуацию.
• Проблемы в школе. Родителей всегда должно беспокоить, когда происходит резкое ухудшение успеваемости, на ребенка жалуются учителя и дети или, если ребенок отказывается идти в школу.
Услуги психолога также включают проведение развивающих, коррекционных занятий и тренингов, диагностику ребенка и рекомендации родителям; познавательное, речевое, личностное развитие детей.
Услуги психолога – это:
• Понимание того, что происходит с вашим ребенком;
• Рекомендации по оказанию помощи;
• При необходимости, психолог проводит с ребенком вторичную диагностику и если требуется, некоторое количество занятий, направленных на решение его проблемы, в ходе которых могут выяснится и другие скрытые, вытесненные проблемы.
Психологическая помощь нужна не только в случаях проблемных ситуаций. Желательно прийти на прием к детскому психологу, чтобы выявить потенциальные возможности ребенка: как лучше развить в нем гармоничную личность, зафиксировать текущую ступень развития, выявить потенциальные проблемы на раннем этапе и безболезненно их решить.
Пройдя серию тестов, именно в вашем конкретном случае, вы получите нужную и полезную информацию и лучше узнаете о психологическом состоянии и здоровье ребенка.
Я хочу помочь вам в этом и с радостью отвечу на все ваши письма, вопросы и помогу разобраться с различными ситуациями.
Какие рекомендации может дать школьный психолог родителям?

В первую очередь, касающиеся процесса обучения ребенка, его статуса в коллективе, отношений со сверстниками и учителями. От того, насколько правильно родители оценивают ситуацию и ведут себя, зависит благополучие ребенка, – это важно принимать во внимание. Получив рекомендации психолога, родители имеют возможность повлиять на самооценку ребенка, если в этом есть необходимость, помочь ему наладить контакт с окружающими, выбрать самую эффективную методику обучения и выполнения домашних заданий. Кроме этого, школьный психолог может дать ряд полезных советов родителям первоклассника или новичка в данном коллективе, как помочь ребенку быстрее адаптироваться в новых для него условиях.
Конечно, специалист в школе – это не то же самое, что семейный психолог, однако компетенция школьного психолога позволяет ему решать вопросы, не относящиеся напрямую к учебе ребенка. Если у ученика младших классов или подростка проблемы, вызванные конфликтами в семье, непониманием между ним и его родителями, а также любыми другими семейными вопросами, то родителям непременно следует прийти на консультацию, выяснить, что же происходит с ребенком на самом деле, получить профессиональные советы. Не исключено, что в каких-то сложных ситуациях потребуется именно психолог по семейным проблемам, но в том, что касается общих вопросов, школьный психолог вполне в состоянии оказать квалифицированную помощь
 
talania Дата: Четверг, 16.02.2012, 14:36 | Сообщение # 3
Психолог
Группа: Мастера грамоты
Сообщений: 274
Репутация: 0
Статус: Отсутствует
Что делает психолог в школе и кому он нужен
Психолог разговаривает с ребенком.
Ребенок разговаривает с психологом на перемене, на прогулке о том, что его волнует и беспокоит. Психолог выслушивает его. И уже только от ощущения того, что его поняли, ребенку становится спокойнее и легче на душе. И после этого ребенок на урок идет с мыслями об учебе, а не о том, что, к примеру, он поссорился с другом. И внимание его не рассеивается, и замечаний от учителя он не получает, а учиться веселому человеку, как известно, больше хочется, чем грустному.
Но если ребенку недостаточно только того, что его поняли, если ему требуется совет: как помириться после ссоры, как не потерять подругу, то психолог встречается с ним после уроков - рисует, проигрывает беспокоящую ситуацию, например, с помощью кукол. Ребенок находит выход в своей ситуации и приобретает ресурс-- силы для изменений, веру в свои возможности.
Так значит психолог «лезет ребенку в душу»? Нет и никогда. Он ведь не выспрашивает ребенка и скорее является безопасным слушателем для него. Он не осудит его, не расскажет его секреты никому другому. Даже родителям? Да, если это не слишком важный секрет, и родителям можно его не знать.
Но ведь ребенок может пожаловаться и на родителей? Да, такое бывает. Но разве лучше, если ребенок будет таить обиды в себе? В этом случае психолог с помощью кукол, сказок, рисунков подводит ребенка к пониманию позиции родителя. Важно, чтобы ребенок знал «Мама всегда любит своего ребенка, даже если ругает его». Нередко ребенку кажется, что в этот момент родительская любовь отступает. Чаще такие жалобы ситуативны, поэтому не стоит на них заострять внимание.
А может быть лучше родителям знать о таких ситуациях? Да, если психолог предполагает, что родительские действия не очень эффективны, то он обязательно пригласит родителей на консультацию и сообщит о том, что беспокоит ребенка. Иногда родители просят помочь разобраться в причинах детских тревог, но чаще им бывает достаточно узнать взгляды ребенка. Ведь в течение дня с ребенком его не бывает, да и по вечерам много времени отнимают повседневные заботы, поэтому родители не всегда знают причины детских тревог.
Психолог встречается с ребенком не только по его желанию. В последнее время все чаще и чаще родители сами обращаются к психологу с просьбой помочь ребенку стать увереннее, научиться эффективнее общаться, не бояться неудачи на уроках (например, контрольной работы), овладеть навыками саморегуляции (расслаблением в случае излишней зажатости и самоконтролем в случае избыточной активности). С такими детьми по просьбе родителей организуются индивидуальные регулярные занятия, на которых психолог работает с детьми, используя методы игротерапии, сказкотерапии, арттерапии.
Но во всех школах есть дети, имеющие достаточно глубокие проблемные зоны. Они не дают ребенку учиться в соответствии со своими силами, могут мешать дружить. А иногда ослабляют организм ребенка, и он начинает болеть. В наши дни ряд детей страдает от страхов, чувства небезопасности в окружающем мире. У много работающих родителей ребенок может испытывать чувство одиночества, которое внешне часто выглядит как демонстративность. А если сами родители многого добились в жизни, дети могут остро переживать свои ошибки, рассматривать себя слабыми, недостойными родительской любви.
С детьми, которым эмоционально трудно, индивидуально работает психолог, но только при наличии просьбы родителей. И это понятно, потому что организовать помощь ребенку можно силами психологов не только в школе.
Особую роль приобретает психолог для подростка, который в общении познает себя нового, открывает свой внутренний мир и свои возможности в мире внешнем. Ему необходим диалог, партнер по диалогу и полувзрослый полу-сверстник, с которым можно поделиться, которому интересно слушать, который не осудит и не предаст.
Но ведь тогда подросток будет ходить к психологу часто, это будет отвлекать его от уроков? Наверное, он будет хуже учиться?
Он будет учиться только лучше. Ведь в подростковом возрасте кризис, переживаемый ребенком, требует от него огромных внутренних сил. И даже самый успешный подросток вынужден больше думать о себе, чем об уроках. А если он кажется самому себе некрасивым, непривлекательным? Если он переживает от того, что не может поговорить с девочкой, которая нравится? Но чаще другое. Он сам не понимает, что с ним происходит: с его телом, желаниями. Не справляется со своими чувствами, которые живут сами по себе в отрыве от разума. Ему кажется, что такое переживает только он, и от этого ему делается только страшнее. Можно сказать, что в это время «почва уходит у него из-под ног», потому что меняются отношения с родителями, в которых главным для него становится отстоять свою взрослость даже в ущерб себе.
Психолог, помогающий подростку в период кризиса не потерять дорогу, не споткнуться на проявлениях иллюзорной взрослости- алкоголе, сигаретах- на самом деле является гарантом учебной успешности ребенка.
Повзрослев, подросток ставит перед психологом другие задачи – они размышляют вместе над его будущим, определяют приоритеты жизненных целей, обдумывают, что нужно делать сейчас, чтобы двигаться по выбранному пути.
Важно, чтобы старший подросток знал свой индивидуальный познавательный стиль, умел компенсировать трудности, использовать ресурсы. Начиная с 7 класса, психолог обсуждает с учащимися результаты диагностики познавательных процессов, особенностей темперамента и других личностных аспектов, побуждает к дальнейшему самоисследованию, развитию.
Гармония в развитии ребенка – идеальная мечта психолога. Для этого дети участвуют в групповых занятиях психологией. Ведь разум должен находится в гармонии с чувствами, фантазией, творчеством. Познавая окружающий мир, ребенку нужно познавать и свой внутренний мир и мир людей, его окружающих. Иначе он не сможет быть счастливым, находящимся среди любящих его людей, не сможет сам дарить их своей любовью.
Сегодня родители очень хотят, чтобы ребенок рос коммуникабельным, умел общаться, получал от этого радость. А возникающие конфликты разрешал без ущерба себе и окружающим. Большие коммуникативные игры помогают ребятам учиться договариваться, выполнять задания вместе, проявлять позитивное лидерство. А быть лидером трудно- нужно уметь организовать, принять на себя ответственность за других.
Получается, что психолог разговаривает с ребенком, чтобы
- он испытывал эмоциональный комфорт
- меньше болел
- лучше учился
- эффективнее общался
- знал свои ресурсы
психолог разговаривает с педагогами
Педагоги обсуждают с психологом, как организовать обучение детей так, чтобы они могли учиться максимально эффективно. На основании результатов диагностики познавательных процессов, личностных особенностей учащихся составляются их индивидуальные карты- тип нервной системы, ведущая рука, самооценка и другие параметры – все это учитывает педагогов при разработке и проведении уроков. Это непросто, но без помощи взрослых учащиеся, в особенности младшие, теряют желание учиться, веру в свои силы.
В начальной школе важно научить детей бегло и правильно читать, привить интерес к чтению, чтобы в последующем не только компьютерные игры были самым привлекательным занятием. Психолог посещает уроки чтения, помогает педагогу внедрить современные методики обучения, подобрать «ключики» читательского интереса каждому ребенку. А если ребенку трудно дается чтение, психолог включает его в игровую группу и тогда он с радостью, например, принимая роль радиоведущего, учится читать красиво и быстро.
Некоторым детям непросто адаптироваться к новым условиям ( в первом, пятом, 10 классе). Тогда педагог и психолог разрабатывают совместную программу действий. Как, например, учителю побуждать одного ребенка поднимать руку, как другого научить соблюдать учебные правила.
Легче сказать, о чем не разговаривают педагог и психолог. О кулинарии, моде, летнем отдыхе… Они обсуждают наиболее эффективные физминутки и позитивное лидерство, способы повышения уверенности детей в себе и формирование умений преодоления учебных трудностей, эффективные реакции на ошибки детей и методы улучшения учебной дисциплины.
Иногда учителю требуется дополнительная информация о ребенке для того, чтобы реально строить урок в зоне его ближайшего развития, чтобы он был интересным и полезным для него. По его просьбе психолог проводит дополнительную диагностику и помогает учителю стоить урок максимально эффективно.
Бывает, что в классах возникают конфликты, требующие вмешательства взрослых. Поэтому педагогам необходимы знания в области практической конфликтологии. На каникулах педагоги посещают семинары и получают возможность узнать все о конфликтах и еще много ножных и полезных практических знаний, необходимых для работы с детьми.
Получается, что психолог разговаривает с педагогами чтобы
- каждый из них стал психологом
- максимально успешно обучал ребенка
- осознанно и эффективно воспитывал его
 
talania Дата: Четверг, 16.02.2012, 14:36 | Сообщение # 4
Психолог
Группа: Мастера грамоты
Сообщений: 274
Репутация: 0
Статус: Отсутствует
Когда психолог ни с кем не разговаривает
Он делает много разных казалось бы совсем не психологических дел Например, он включает старшеклассников в социально значимую деятельность. Пятиклассники с его помощью участвуют в посвящении первоклассников, проводят с ними игровые испытания. Семиклассники проводят игровые новогодние программы в начальной школе. Или проводят социологические опросы в старшей. Это дает им ощущение собственной силы, значимости детско-, повышает уверенность в себе. Детям и родителям очень нравятся детско-родительские игры «Лидеры», «Единство», «Ступени». Ребенок очень гордится, когда мама или папа участвуют в веселой сценке или обсуждают важный для ребят вопрос. А родителям бывает интересно посмотреть на своего ребенка в классе - как он общается, может ли принимать лидерство или немного стесняется. Дети потом долго помнят эти игры, только бывает жаль тех, чьи родители не сумели в этот день прийти в школу.
Психолог организовывает презентацию творческих работ- вышивок, рисунков и т.п. – детей, не очень уверенно чувствующих себя в школе.
А иногда, забыв, что взрослый, он играет с детьми на переменах, прогулках.
Получается, что когда психолог ни с кем не разговаривает
Он помогает ученикам чувствовать в школе радость, близость с окружающими, собственную значимость для всех них!
 
Форум » Учительская » Ковалева Татьяна Валерьевна » Педагогам, родителям: педагог-психолог (Содержание работы психолога)
Страница 1 из 11
Поиск:

На главную  Пишите письма! Copyright sch779 © 2010-2017 СМС от МТС  СМС от Билайна  СМС от Мегафона  СМС от Скайлинка
  
   

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Счетчик LiveInternet Яндекс.Метрика Портал Учебник.ру